Большинство внутренних переселенцев уже вернулись в деоккупированные родные города. По данным Международной организации по миграции (МОМ) в Украине, работающей под эгидой ООН, именно безработица является одним из ключевых факторов, влияющих на решение – возвращаться в дом вблизи линии фронта.
Ведь альтернатива – остаться в более безопасном месте, но в чужом доме и без денег, заявил Радио Свобода, рассказал заместитель председателя представительства МОМ в Украине Стивен Роджерс.
По его словам, почти 70% внутренних переселенцев не имеют стабильной работы. Это данные по состоянию на конец 2022 года. В то же время почти каждая пятая семья ВПЛ воспитывает ребенка в возрасте до пяти лет.
Больше всего ВПЛ живут на Днепропетровщине и Харьковщине – вопреки распространенным убеждениям об их концентрации на западе страны. Люди, выехавшие из зоны боевых действий, как говорит Роджерс, выбирают для проживания более близкие к своему дому громады.
"Сейчас в Украине есть около 5,3 миллиона внутренних переселенцев. Большинство – 55 процентов – это женщины. Мы знаем, что в каждой четвертой семье ВПЛ есть люди с инвалидностью. И почти каждая пятая семья имеет ребенка в возрасте от одного до пяти лет. С самого начала и сейчас главной потребностью остается финансовая помощь, ведь вы переместились в другой регион и вам нужно найти работу, конечно, есть те, кто работает удаленно, но это очень малый процент людей – преимущественно в ІТ или для подобных отраслей. Но для большинства работа и деньги – основная потребность", - рассказал он.
По данным Роджерса, по состоянию на октябрь прошлого года стабильная работа была лишь 34% ВПЛ. 20% людей устроились на худшую работу ниже их квалификации или с более низким уровнем оплаты.
"Сейчас мы видим больше людей, которые возвращаются, чем выезжающих. По состоянию на май прошлого года в Украине было восемь миллионов внутренних переселенцев, когда сейчас их – 5,3 миллиона. Всего вместе с беженцами – в свои дома вернулось 5,5 миллиона украинцев", - отметил он.
Роджерс также рассказал, что половина переселенцев арендует жилье.
"Чуть меньше, 30 процентов – это люди, живущие у родственников или друзей. Еще около двух-трех процентов имели свое жилье в другом регионе, и там поселились. И где-то столько же людей жило у незнакомых людей, принявших их у себя. А в коллективных центрах осталось жить около четырех процентов внутренних переселенцев", - сказал он.