Международные финансовые организации и партнеры Украины активно работают над созданием условий и архитектуры для послевоенного восстановления Украины, заявили эксперты во время вебинара "Финансирование Украины к победе", организованном Американско-украинским бизнес-советом.
В мероприятии приняли участие Владислав Рашкован, заместитель исполнительного директора Международного валютного фонда, Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Стокгольмского форума свободного мира и Роман Качур, заместитель исполнительного директора Всемирного банка.
По словам Аслунда, сейчас существует три главных позитива для Украины.
Во-первых, украинская экономика в условиях войны работает удивительно хорошо. Инфляция в стране успокоилась, а рост ВВП в этом году может достичь 4,5 процента. Также Черноморский коридор по экспорту украинской агропродукции показал свою способность работать.
Во-вторых, согласно проверке Международного валютного фонда, у Украины есть хорошие показатели по всем ключевым количественным параметрам.
В третьих, Европейская комиссия рекомендовала государствам-членам ЕС начать переговоры с Украиной о вступлении в Европейский союз после того, как Украина в значительной степени выполнила требования для начала переговорного процесса.
В то же время остаются беспокойства по поводу финансирования страны как в краткосрочной перспективе, так и в более длительных временных сроках, а также с точки зрения структурного финансирования в частном секторе.
У Украины будет значительный дефицит бюджета в следующем году – около 40 миллиардов долларов, что составляет примерно 20% ВВП. Также финансирование со стороны США размером более 60 миллиардов долларов остается под вопросом, и решение по нему является критическим для Украины.
Помощь от Европейского Союза в размере 20 миллиардов евро на 2024 год, которую согласовали властные институты ЕС, может быть заблокирована Венгрией, хотя есть надежда, что она будет согласована несмотря на оппозицию со стороны правительства Виктора Орбана.
Что касается более длительной перспективы, то критическая конфискация ресурсов Центрального банка России, заблокированных на Западе, общей суммой около 280 миллиардов долларов. Более двух третей этой суммы сейчас находятся в Бельгии в клиринговой организации Euroclear. Только около 8 миллиардов долларов из общей суммы находится в США.
Если США смогут принять решение о конфискации этих активов, это станет прецедентом, который позволит европейцам действовать более решительно, считает Аслунд, ведь европейцы вряд ли будут готовы к такому шагу сами без соответствующего решения США.
Что касается структурных беспокойств для частного сектора, то главной проблемой является то, что текущие потоки финансирования поступают в основном государству. Следовательно, международным финансовым институтам нужно разрешить финансировать частный сектор. Также важно либерализовать валютные операции для стимуляции прямых иностранных инвестиций.
Также существует необходимость учредить специальное международное агентство по восстановлению Украины, которое взяло бы на себя политическое лидерство в управлении западной поддержкой Украины. Некоторые шаги к этому уже были предприняты в ЕС, а в США таким шагом можно считать назначение Пенни Прицкер уполномоченной США по восстановлению Украины.
В Украине могут запретить "нежелательные" звонки на мобильный: о чем речь
В 2024 году в Украине началась Третья мировая война, - Залужный
СтратКом ВСУ подтвердил первое в мире применение межконтинентальной ракеты против Украины
Россия продемонстрировала возможность ядерного удара по Украине, - Defense Express
В свою очередь Владислав Рашкован отметил, что 2022-2023 годы, несмотря на продолжение войны, стали временем закладки основ международной финансовой архитектуры для будущего восстановления Украины на следующие минимум 10 лет.
Международный валютный фонд согласовал первую в истории программу реконструкции страны, которая находится в состоянии активной войны, общей суммой 15,6 миллиарда долларов, которая также предусматривает обязательство партнеров предоставить до 150 миллиардов долларов финансирование в течение следующих четырех лет. В то же время, эти деньги не предназначены напрямую для восстановления страны, а скорее будут использованы для обеспечения макроэкономической и макрофинансовой стабильности страны.
Также на международном уровне были приняты принципы будущей реконструкции Украины, а в самой стране было основано агентство по реконструкции. Вдобавок была создана координационная платформа стран G7 по вопросам восстановления, которая, по мнению Рашкована, могла бы в будущем развиться до уровня "экономического Рамштайна". В то же время были созданы определенные элементы механизма обеспечения отчетности по надзору за использованием денег, выделенных для восстановления.
Однако, хотя реконструкция страны уже началась, пока нет финансирования непосредственно для восстановления страны, в отличие от поддержки бюджета, военных нужд и т.п. Только около 500 миллионов долларов непосредственно для нужд восстановления было объявлено правительством США, в основном для проектов в сфере энергетики.
К тому же, пока нет общего видения и плана реконструкции страны или четкого глобального лидерства в усилиях по восстановлению. Кроме того, в Украине ограничена способность усваивать средства для восстановления, поэтому есть необходимость работать на всех управленческих уровнях страны для создания способностей к использованию средств с точки зрения человеческого капитала, логистики, производственных мощностей и т.д.
Роман Качур в свою очередь сделал упор на две составляющие работы Всемирного банка – мобилизацию финансирования и обеспечение знаний или экспертные возможности для поддержки усвоения финансирования.
С точки зрения непосредственного финансирования, Всемирный банк превратился в глобальную платформу мобилизации ресурсов для Украины. В общей сложности банк уже мобилизовал почти 38 миллиардов долларов, из которых 29 миллиардов уже было предоставлено для финансирования различных проектов.
Всемирный банк создал эффективную инфраструктуру, благодаря которой поступающие от доноров деньги могут быстро быть предоставлены для реализации проектов в Украине. Также у банка есть эффективная система надзора за использованием денег и отчетности донорам.
Крупнейшими донорами Украины сейчас Европейский Союз и Соединенные Штаты. За ними идут Канада, Великобритания и Япония.
Все больше денег, которые предоставляют доноры, привязаны к конкретным проектам и реформам, в отличие от общего финансирования потребностей бюджета, которое было приоритетным в начале войны.
Международная финансовая корпорация и Многостороннее агентство гарантий инвестиций, являющиеся членами Группы Всемирного банка, также оказывают поддержку частному сектору. Из 2 миллиардов долларов, выделенных на программу поддержки МФК, уже было использовано около 600 миллионов долларов.
Что касается поддержки в сфере экспертизы и знаний, Всемирный банк помогает более эффективно усвоить и использовать средства там, где для этого в Украине не хватает человеческих или производственных мощностей для реализации соответствующих проектов, поддержанных донорами. В этой сфере до сих пор существует много пробелов и возможностей к улучшению. В частности, большие потребности существуют в сфере производства оружия, экспортного потенциала и малых и средних предприятий.
Качур согласился, что пока нет свободных ресурсов для финансирования восстановления страны, ведь большинство финансовых мощностей направлено на поддержание текущих потребностей воюющей страны.
В то же время он обеспокоен, что после окончания войны может не остаться большого количества финансовых ресурсов для реконструкции на базе скоординированного и централизованного плана, и восстановление страны ляжет на плечи частного сектора.
Согласно исследованиям Международной финансовой корпорации, общая сумма, которую можно мобилизовать для этих нужд в международном частном секторе, варьируется от 200 до 400 миллиардов долларов. Однако в Украину сейчас не поступают прямые иностранные инвестиции с учетом войны, следовательно, вопрос реконструкции встанет больше всего после окончания боевых действий.
Источник: Голос Америки