Омбудсмен Дмитрий Лубинец в течение января-октября 2025 года получил от украинцев почти пять тысяч обращений о нарушении их прав сотрудниками ТЦК и СП во время мобилизации.
Как передает "Хвиля", об этом говорится в статье Украинской Правды.
По информации Офиса омбудсмена, с начала 2025 года до конца октября поступило почти 5 тысяч жалоб на нарушение прав военнообязанных со стороны работников ТЦК. Для сравнения: в 2024-м таких обращений было чуть больше 3,4 тысячи, в 2023-м – более 500, а в 2022-м – всего 18.
Только за первые пять месяцев текущего года омбудсмен получил более 1600 жалоб от военнообязанных и их родственников на действия территориальных центров комплектования.
Информация о "бусификации" мгновенно разлетается по соцсетям и СМИ. Видео и фото, где военные ТЦК скручивают мужчин и запихивают их в "бусики", становятся дополнительным аргументом для тех, кто уклоняется.
Коррупция в ТЦК: взятки за освобождение
Коррупционные схемы процветают. Летом этого года правоохранители задержали руководителя сборного пункта Киевского городского ТЦК во время получения взятки в 3,5 тысячи долларов. За эти деньги он обещал снять нарушителя с розыска в Соломенском ТЦК.
В сентябре сотрудники СБУ и Нацполиции разоблачили начальника одного из подразделений районного центра комплектования на Прикарпатье. Чиновника задержали на получении тысячи долларов от мужчины, который находился в розыске из-за отсутствия военного билета. Работник ТЦК обещал организовать ВЛК, оформить военный билет и выдать справку об инвалидности третьей группы для отсрочки.
Легальные способы избежать службы
Но существуют и вполне легальные способы избежать службы.
"Можно устроиться на работу с официальным бронированием, пойти гражданским работником в ВСУ, поступить в университет, – рассказывает руководитель аналитического отдела "Вернись живым" Антон Муравей. – Есть также фирмы в регионах, которые имеют "неофициальную" бронь. Они договорились на уровне своего районного ТЦК, чтобы их не трогали".
По его словам, работодателям и региональным чиновникам невыгодно способствовать мобилизации. Предприятия легальными или нелегальными методами держат своих сотрудников в тени, чтобы не терять дефицитную рабочую силу.
Молодые украинцы массово едут в нейтральную страну Европы
Льготы пенсионерам: кто может не платить за коммуналку, землю и проезд
ТЦК, Госслужба труда и налоговая начали приходить к предприятиям: ищут скрытых работников
Расчет пенсии: украинцам посоветовали срочно проверить один документ
"В регионах местная власть должна информировать население о мероприятиях мобилизации и привлекать людей. Но они в этом не заинтересованы. Если говорить о небольшой общине, там все родственники, кумовья, друзья. Это создает конфликт интересов", – добавляет эксперт.
Добровольцы закончились в 2022
Как бы страшно это ни звучало, но добровольцы закончились еще в 2022-м. Чтобы достичь нужных результатов в мобилизации, властям приходится работать с категорией военнообязанных, которые больше всего стремятся избежать службы. Это несправедливо по отношению к добровольцам, но мужчин, которые до сих пор не в армии, приходится поощрять выполнять свой гражданский долг различными льготами.
Член оборонного комитета Рады Ирина Фриз считает, что нужно создать "мотивационный пакет" для новобранцев. Например, предусмотреть скидки на ипотеку и кредиты для открытия бизнеса, увеличить премии за уничтожение российской техники, а также заложить единовременные выплаты для контрактников.
Кстати, законопроект с перечнем дополнительных выплат для новобранцев почти два года лежит в Раде без рассмотрения, потому что Кабмин не может найти на это средства.
По мнению Фриз, установление четких сроков службы во время военного положения было бы "ключевым маркером" и для действующих военных, и для тех, кто собирается мобилизоваться.
Семьи влияют на решение
Антон Муравей убежден, что необходимо системно работать не только с военнообязанными, но и с их семьями, которые обычно влияют на принятие решений по мобилизации. Он считает, что общество терпит уклонение от обновления данных из-за негативного опыта взаимодействия с войском.
О чем речь? Нарушители воинского учета часто оказываются в учебных центрах уже на следующий день после встречи с ТЦК. На этом этапе у них могут забрать телефоны. Соответственно, родных никто не информирует. Некоторые даже подают своих мужчин в розыск через трое суток после "исчезновения".
"Когда родные впервые общаются с мобилизованными в учебном центре, происходит примерно такой монолог: "А что ты там делаешь? Давай что-то "решать". Мы уже собрали деньги, вытащим тебя", – рассказывает Муравей. – Несколько недель отсутствия связи выливаются в то, что во время первого же разговора семья может сказать новобранцу: "Беги оттуда. Ты же видишь, что происходит. Домой не отпустили. Мы не знаем, что будет дальше"".
"Серая зона" для уклонистов
Депутат Ирина Фриз рассказывает, что нарушитель воинского учета определенное время может находиться в "серой" зоне, то есть быть невидимым для ТЦК. Это возможно, если он не пользуется государственными или банковскими услугами и избегает встреч с полицейскими и работниками ТЦК.
"Задача ТЦК – не бегать за нарушителями, а учитывать актуальные данные обо всех военнообязанных, чтобы при необходимости можно было оперативно мобилизовать нужное количество людей", – объясняет собеседник в Генштабе.
Штрафы и ограничения
Законный механизм "розыска" нарушителей один, говорит юрист Владимир Романчук. Сотрудники ТЦК составляют протокол об административном нарушении и накладывают на гражданина штраф от 17 до 25,5 тысячи гривен. Это касается уклонения от обновления данных и прохождения ВЛК. Далее военные передают информацию правоохранителям, которые могут задержать военнообязанного.
Эксперт по военному праву Романчук подчеркивает: "Если военнообязанный не платит штраф и не обновляет данные, к нему могут применить дополнительные ограничения – блокирование счетов, лишение права управления автомобилем".
Ранее мы писали, что Минобороны приступило к подготовке контрактов с четкими сроками службы.
