Счетная палата выявила критические недостатки в системе тыловых закупок для Вооруженных Сил Украины.
Хотя Государственное предприятие "Государственный оператор тыла" провело 95% процедур через электронную систему, это не гарантировало ни качества, ни своевременности поставок.
Закупки проводили, но поставщики не выполняли обязательства
ГП "ГОТ" осуществило 95% процедур закупок через электронную систему, обеспечив условия конкурентной среды. Однако из-за нарушений и ошибок в тендерной документации 100 лотов (7,2% объявленных) были обжалованы и отменены, 216 (15,5%) признали неуспешными из-за отсутствия предложений.
Прозрачность закупок отбор надежных поставщиков не гарантировала. Обязательства выполнялись с отклонениями по качеству, объемам и срокам в сторону ухудшения для государства: из 718 контрактов, заключенных ГП "ГОТ", по 429 (60%) отсрочены или уменьшены объемы поставок, а 40 расторгнуты.
Поставщики, которым переносились сроки поставок, избегали ответственности и уплаты санкций за несвоевременное выполнение обязательств. Из-за нерезультативной претензионно-исковой работы и ненадлежащего применения банковских гарантий бюджет недополучил около 2 миллиардов гривен начисленных штрафных санкций.
Закупки без электронной системы стоили дороже
Порядок подтверждения "неотложной потребности" закупки не регламентирован. Применение закупок без электронной системы при определении такой потребности приводило к закупкам в 21 случае по увеличенной на 395 миллионов гривен и в 11 случаях по уменьшенной на 112 миллионов гривен стоимости по сравнению с электронной системой.
Установлены также факты неправомерного увеличения стоимости закупок почти на 98 миллионов гривен. Перечень и объемы закупок товаров, работ и услуг оборонного назначения в течение года менялся 48 раз и в итоге не был выполнен полностью. Это свидетельствует об отсутствии стабильного планирования, ненадлежащем определении потребностей и слабом управленческом контроле.
В среднем выполнение перечня и объемов закупок составило 81% по продуктам питания, 89% по горюче-смазочным материалам и 69% по 21 номенклатурной позиции вещевого имущества.
Контроль качества не работал
Система контроля качества материальных средств тылового назначения не обеспечивала надлежащего управления рисками: порядок гарантирования качества и процедуры оценки рисков не определены, план работ по государственному гарантированию качества не утвержден. Технические спецификации оставались несовершенными, а план их обновления невыполненным.
