Президент РФ Владимир Путин не видит оснований для существенных уступок по Украине, поскольку в его окружении доминируют заверения, что война идет по плану, а экономика выдержит давление. Об этом пишет The Washington Post.
В материале говорится, что на этом фоне остается неясным, согласится ли Путин на последний мирный план США. Как отмечает издание, большинство аналитиков называют его склоняющимся в сторону России, в то же время документ не закрывает все цели Кремля в войне. При этом, если Путин убежден, что выигрывает, а экономика устойчива, у него почти нет мотивации идти на реальные компромиссы.
Washington Post также описывает, как за 25 лет правления сузился круг взглядов, доходящих до российского президента. Бывший российский дипломат Борис Бондарев, уволившийся в 2022 году из-за полномасштабного вторжения, рассказал, что наблюдал, как государственный аппарат постепенно “встраивал” в себя собственную пропаганду, а внешняя информационная работа все чаще превращалась в отчетность о том, что кремлевская версия событий якобы сработала.
В качестве примеров изменений в публичном дискурсе издание приводит архивный инстаграм-проект "Achtopotv", который поднимает старые видео. В частности, упоминается выступление Владимира Мединского в 2005 году против восстановления памятников Иосифу Сталину, тогда как впоследствии Мединский стал главным переговорщиком России на переговорах с Украиной и одним из публичных сторонников курса Путина; этой весной в московском метро, согласно тексту материала, появился новый бюст Сталина. Также упоминается заявление Путина в 2000 году о важности независимых медиа и гражданских свобод, от которого, как пишет издание, он впоследствии отошел.
Отдельно описывается эволюция Дмитрия Медведева: его президентский период 2008–2012 годов подается как короткое “потепление”, тогда как позже он, согласно материалу, превратился в одного из самых жестких публичных “ястребов”. Среди возможных “точек невозврата” авторы упоминают возвращение Путина к власти в 2012 году и аннексию Крыма в 2014-м, а также приводят оценку журналистов Андрея Солдатова и Ирины Бороган, которые считают, что сдвиг начался еще во время первых сроков Путина.
Издание также напоминает, что накануне полномасштабного вторжения в феврале 2022 года публичное сопротивление в верхушке стало практически невозможным, но за кулисами якобы было исключение: помощник Путина Дмитрий Козак, которого называют ключевым переговорщиком по Украине, по сообщению материала, был единственным высокопоставленным чиновником, кто пытался приводить аргументы против военного сценария. Его слова, как утверждается, не попали в телевизионную версию заседания, а впоследствии он перестал появляться публично; его обязанности постепенно перешли другому помощнику, а осенью он подал в отставку.
Отдельным блоком в тексте говорится о параллелях в Вашингтоне: авторы отмечают, что вокруг Дональда Трампа за время второго срока тоже сформировалась более однородная команда поддержки. Редактор расследовательского медиа Proekt Роман Баданин сравнивал новые брифинги Трампа с участием лояльных блогеров с практикой Кремля.
Марко Рубио, который ныне занимает должность госсекретаря США, ранее был среди самых жестких республиканских сторонников поддержки Украины. Посланника Трампа Стива Уиткоффа в тексте критикуют за подход к переговорам, а Бондарев утверждает, что Уиткофф действует в логике Трампа и стремится принести ему “мир” быстро.
Завершается этот блок тезисом Баданина о том, что политическая “адаптивность” в авторитарных системах делает людей соучастниками того, что они впоследствии могут считать плохим.
Напомним, США готовы предоставить Украине гарантии по 5 статье НАТО.
