Европейские обещания Украине все больше превращаются в риторику без реального содержания. Как сообщает The Telegraph, очередное заседание так называемой "Коалиции желающих" завершилось громкими заявлениями, но без конкретных решений, способных изменить ход войны.

Президент Франции Эммануэль Макрон предложил создать "силы сдерживания в Украине", однако эта идея выглядит нежизнеспособной, ведь российский диктатор Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что любое появление военных НАТО на украинской территории для Кремля неприемлемо. Именно страх перед сближением Киева с Альянсом Путин делал главным оправданием полномасштабного вторжения.

Фактически, вместо реальных действий Украина получила очередной "жест солидарности". Владимир Зеленский провел в кулуарах немало встреч и рукопожатий с европейскими лидерами, однако итоговый результат оказался предсказуемым. Европейские правительства предпочитают говорить о поддержке, но избегают любых шагов, которые могли бы вызвать резкую реакцию Кремля.

Возмущение украинцев понятно. Западная военная помощь действительно позволила сдержать численно превосходящую армию России, однако уже более трех с половиной лет война сопровождается постоянными задержками, нехваткой оружия и нежеланием союзников выполнить обещание "предоставлять все необходимое столько, сколько потребуется". Еще в 2014 году, после аннексии Крыма, канцлер Германии Ангела Меркель заявляла, что "границы Европы останутся нерушимыми", но уже через год Берлин заключил многомиллиардное соглашение по "Северному потоку-2", усилив энергетическую зависимость от Москвы.

Такое противоречие между словами и действиями делает европейские угрозы для Кремля пустым звуком. Даже после неожиданно быстрой реакции Запада в первые месяцы вторжения, дальнейшие дискуссии о поставках танков Leopard-2 или самолетов F-16 в очередной раз показали: союзники готовы помогать Украине только в тех рамках, которые не втянут их в прямое противостояние с Россией. «Избежать прямой войны с Россией – абсолютный приоритет», признавал еще в 2021 году тогдашний председатель Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли.

Война в Украине

Похожая ситуация и с "миротворцами" Макрона. Большинство французов, по опросам, выступают против отправки войск в Украину, а без готовности реально воевать любая "сила сдерживания" превращается в фикцию. Формулировки итоговых документов коалиции лишь подтверждают осторожность: страны согласны "отправить войска или предоставить ресурсы для поддержки воздушных или морских операций". Решающим здесь является слово "или". Сколько государств действительно готовы отправить своих солдат в зону риска – вопрос открытый.

Наиболее красноречивым моментом встречи стала даже не риторика, а молчание. С повестки дня исчезла тема членства Украины в НАТО – ключевое требование Кремля фактически выполнено. А слова Урсулы фон дер Ляйен о том, что Украина должна стать "стальным дикобразом", означают, что Киев и впредь будет оставаться один на один с российской агрессией, в то время как союзники ограничатся дистанционной поддержкой.

Также напомним, США прекратят финансирование программ безопасности для европейских стран у границы с РФ.