Беларусь в сентябре увеличила поставки бензина в Россию в четыре раза по сравнению с августом — до 49 тысяч тонн. Еще 33 тысячи тонн дизельного топлива также отправили в РФ.

Об этом сообщает "Телеграф" со ссылкой на экспертов топливного рынка.

Летом 2025 года Россия столкнулась с топливным кризисом. В 20 регионах ввели нормирование продажи бензина, на автозаправках образовались многокилометровые очереди, а в оккупированном Крыму топливо практически исчезло. Москва запретила экспорт бензина и дизеля до конца года.

Эксперт топливного рынка Леонид Косянчук объяснил причины кризиса: "Мы им все-таки убрали где-то 35-40% нефтепереработки. А для рынка это очень существенно". По его данным, украинские дроны вывели из строя около 38% паспортных мощностей российских НПЗ, а потери производства достигают не менее 20%.

В 2022 году Россия производила 42 миллиона тонн бензина в год. Косянчук также указал на еще один фактор кризиса: "В России из-за проблем с бюджетом, из-за этого безумного дефицита, решили корректировать статьи, которые не имеют непосредственного отношения к ведению войны, а именно убрать 2,6 триллиона рублей, которые в 2025 году заложены на демпфер".

Главный консультант Национального института стратегических исследований Иван Ус скептически оценивает возможности Беларуси помочь России: "Беларусь не спасет Россию, это надо понимать. Два этих НПЗ помогут, но не спасут". У Беларуси есть два завода с паспортной мощностью 12 миллионов тонн в год каждый, но обычно они работают на мощности около 9 миллионов тонн.

Директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн также сомневается в решении проблемы: "Они в теории даже не могут это покрыть".

Иван Ус отметил, что Александр Лукашенко использует ситуацию для заработка: "Лукашенко захочет заработать точно на этом. Это не будет поддержка, знаете, такая дружеская". Когда цены на бензин в России выросли на 50% с начала года, белорусским дилерам стало выгоднее продавать топливо соседям, чем на внутреннем рынке.

Россия распределяет бензин по традиционному принципу — сначала обеспечивает Москву и Петербург, остальные регионы получают по остаточному принципу. "Прежде всего они будут закрывать Москву и Петербург. Для них главное обеспечить столицу, Петербург — это второй город государства. Все остальные — по остаточному принципу", — объяснил Ус.

Сильнее всего кризис ударил по отдаленным регионам и оккупированным территориям. В Крыму ввели лимиты — максимум 20 литров на человека. Леонид Косянчук рассказал о ситуации в оккупированном Луганске: "Я вчера разговаривал с людьми из Луганска... бензин идет такой интересный из смеси растворителей... очень воняет ацетоном".

Эксперты обращают внимание на иронию ситуации. В 2019 году Россия приняла налоговый маневр, по которому Беларусь должна была покупать меньше нефти и больше нефтепродуктов, чтобы уменьшить работу своих НПЗ. Теперь наоборот — Россия поставляет много нефти и покупает белорусский бензин. "Сам факт того, что Россия из экспортера, причем такого весомого, превращается в импортера нефтепродуктов — конечно, удар по экономике", — констатировал Иван Ус.

Напомним, что в России усугубляется энергетический кризис, а дефицит мощностей в электросети по состоянию на октябрь 2025 года уже достиг 25 ГВт. Основными причинами являются высокий физический износ генерирующего оборудования, которое отработало более 30 лет, и санкции, перекрывшие доступ к современным технологиям и оборудованию для модернизации.

Стоит добавить, что в РФ фиксируют рекордный дефицит бюджета, который по итогам 2025 года может составить 5,7 трлн рублей. Это связано с падением доходов от продажи нефти и газа при сохранении высоких расходов на войну, что заставляет правительство повышать налоги и наращивать государственный долг.

Популярные статьи сейчас

Переход на евро вместо доллара: в НБУ объяснили перспективы для гривны

Коллапс в Чернигове — генеральная репетиция для всей Украины

Как ракеты "Фламинго" похоронили репутацию Юрия Касьянова

Глава ПФУ назвал два показателя, от которых теперь зависит каждая пенсия

Показать еще

Также военная экономика негативно повлияла на деловую активность бизнеса, индекс которой упал до минимума с октября 2022 года. Ресурсы перераспределяются в пользу оборонного сектора, в то время как гражданский бизнес страдает от удорожания кредитов, повышения налогов и санкций.

Кроме того, кризис в гражданской авиации заставляет российские компании разбирать грузовые самолеты на запчасти. Международные санкции полностью перекрыли доступ к иностранным самолетам и комплектующим, что делает невозможным их надлежащее обслуживание.