Китай, крупнейший в мире импортер энергоносителей, активизирует усилия по импорту российского газа, попавшего под санкции.

Пекин начал формировать собственный внутренний теневой флот танкеров, способных транспортировать сверхохлажденный сжиженный природный газ (СПГ) и обходить ограничения, наложенные на одну из ключевых отраслей Кремля, пишет Bloomberg.

Хотя Китай имеет доступ к дешевому газу через трубопроводы, эти альтернативные морские закупки являются способом дальнейшей диверсификации поставок, а также укрепления связей с Россией, которой крайне необходимы покупатели для своих будущих экспортных планов СПГ.

Движение и структура собственности танкеров в Китае начинают отражать схемы, ранее замеченные в российской торговле нефтью и СПГ, где был создан теневой флот для компенсации потери трубопроводных продаж в Европу.

По спутниковым снимкам и информации о перемещениях судов, которую проанализировал Bloomberg, танкер CCH Gas с грузом санкционного российского СПГ приближается к китайскому порту, одновременно скрывая данные о своем местоположении. Компания-владелец CCH-1 Shipping зарегистрирована по гонконгскому адресу, который совпадает с местонахождением Samxin Secretarial Services — фирмы, предоставляющей услуги номинальной регистрации через "почтовый ящик". Такие схемы являются типичными для компаний, которые тайно торгуют иранским или российским топливом. Ранее CCH Gas получил груз в открытом море от российского танкера, находящегося под санкциями.

Другое СПГ-судно, недавно переименованное в Kunpeng, обнаружено вблизи Сингапура. Судоходная база данных Equasis свидетельствует, что в начале текущего года права собственности и управления этим судном перешли к малоизвестным структурам в Китае и на Маршалловых островах. Адреса этих организаций связаны с фирмами, которые ранее занимались торговлей другими видами топлива из черных списков.

Создание "теневого флота" для СПГ является сложной задачей. Танкеры, перевозящие сжиженный газ, требуют значительно более сложной технологии для загрузки и транспортировки, чем другие нефтепродукты. На данный момент существует лишь около 800 СПГ-танкеров в мире, тогда как нефтяных танкеров насчитывается почти 8 000.

Кроме того, российский СПГ-флот столкнулся с препятствиями из-за санкций, которые ограничивают доступ к технологиям и финансам, а также дефицит танкеров усиленного ледового класса.

Тем временем правительства США и Европы продолжают усиливать давление на покупателей российской нефти и газа из-за войны в Украине.