Громкое расследование НАБУ по коррупции в энергетической сфере и так называемое "дело Миндича" рискуют закончиться ничем из-за отсутствия реальной доказательной базы. Вместо борьбы с коррупцией, общество наблюдает за политическим спектаклем, где главные фигуранты заранее выводят активы, а следствие игнорирует ключевые звенья преступных схем.
Как передает "Хвиля", такое мнение в эфире YouTube-канала Юрия Романенко высказал глава Союза потребителей коммунальных услуг, аналитик Олег Попенко.
Комментируя ход судебных заседаний в Высшем антикоррупционном суде (ВАКС), эксперт отметил, что следствие НАБУ, которое длилось более года, не предоставило суду убедительных фактов движения средств.
"Я внимательно следил за двухдневным заседанием ВАКС. Парадокс в том, что там не прозвучало ни слова о деньгах. Нет зафиксированных фактов передачи наличных денег, нет меченых купюр, нет доказательств того, что фигуранты получали эти средства в руки. Нам показали красивые фотографии, возможно, пришедшие из Америки, но к уголовному делу фотографию не подошьёшь. В суде нужны факты, а не кино", - подчеркнул Попенко.
Почему НАБУ ждало 15 месяцев?
Отдельный вопрос эксперта вызвала стратегия детективов. По словам Попенко, длительное наблюдение за подозреваемыми нанесло государству больше вреда, чем пользы.
"Возникает логичный вопрос к руководителям операции: почему вы вели их 15 месяцев? Почему не остановили схему через три-четыре месяца, когда уже было понятно, что воруют миллионы долларов? Эти средства можно было уберечь и направить в ВСУ. НАБУ позволило разворовать огромные суммы, чтобы в финале выйти в суд с пустыми руками. Это наталкивает на мысль, что вся операция носила скорее политический, чем правовой характер", - заявил аналитик.
Схема без исполнителей и фиктивные разводы
Попенко обратил внимание на то, что в деле отсутствуют ключевые звенья – те, кто фактически генерировал коррупционные наличные.
"В материалах дела нет "кассиров". Подрядчики, поставщики, строители - те, кто заносил откаты на так называемый "шлагбаум", - отсутствуют и как подозреваемые, и даже как свидетели. Схема выглядит разорванной. А тем временем мы видим классическую украинскую схему защиты активов: жены фигурантов, например жена Чернышева, подают на развод и раздел имущества сразу после арестов. Украинские топ-коррупционеры становятся резко "одинокими" и "бедными", чтобы спасти награбленное", - иронизирует эксперт.
По словам Попенко, несмотря на громкие заголовки в СМИ о связях Миндича с экс-председателем АРМА Думой или посещение бэк-офисов, юридическая перспектива дела выглядит сомнительной.
"Можно снять хоть миллион фильмов о том, кто куда ходил и с кем встречался. Но где деньги? Где подтверждения преступления? Пока все это напоминает очередное шоу для зрителя, где никто из реальных организаторов схем не сядет за решетку", - подытожил Олег Попенко.
Конец войны в Украине: Зеленский назначил делегацию для переговоров
Трамп считает, что Зеленский блефует, а у Путина - все козыри: The Times о мирном плане для Украины
Куда на самом деле уходит генерация: Минэнерго ответило на обвинения в "продаже света"
Компенсацию за разрушенное жилье получат не все: кого лишат
Ранее мы писали, что Национальное антикоррупционное бюро Украины и Специализированная антикоррупционная прокуратура провели масштабную операцию "Мидас", в рамках которой раскрыли влиятельную преступную организацию, действовавшую в сфере энергетики.
Руководителем схемы называют бизнесмена Тимура Миндича - он совладелец студии "Квартал-95" и ранее был деловым партнером президента Зеленского. Следствие утверждает, что Миндич имел влияние на бывшего министра энергетики Германа Галущенко и экс-министра обороны Рустема Умерова.
