Харьковский городской голова и глава Ассоциации прифронтовых городов и громад Игорь Терехов в статье для "Главкома" изложил свое видение будущего регионов, непосредственно граничащих с линией фронта и границей агрессора.
Главный посыл мэра — статус "прифронтовости" не должен стать постоянным клеймом, останавливающим развитие.
По словам Терехова, сегодня сотни тысяч семей в Харькове, Запорожье, Николаеве и других городах ежедневно выбирают: оставаться или уезжать. Это решение зависит не от патриотических лозунгов, а от наличия света, тепла, работающих школ, больниц и рабочих мест. Если прифронтовые города будут воспринимать только как "линию обороны" или "буферную зону", страна рискует получить обезлюдевшие территории и "дикое поле".
"Если люди уедут, потом их не вернешь никакими программами восстановления и самыми красивыми обещаниями", — подчеркнул мэр Харькова.
Терехов подчеркнул, что бизнес боится не риска, а непредсказуемости. Без прозрачных правил игры, страхования военных рисков и доступных кредитов привлечь инвестора в прифронтовые регионы будет невозможно. Кроме того, он предостерег от консервации "особого режима", который может стать почвой для коррупции, заметив, что лучшее лекарство против нее — активная гражданская жизнь.
Используя метафору "стального дикобраза", Терехов отметил, что иголки (фортификации) нужны для защиты, но они не должны мешать жизни. Сплошная линия обороны и минные поля не могут быть образом будущего. Приоритетом после достижения мира должно стать тотальное разминирование и внедрение современных средств сдерживания вместо "смерти в земле".
Мэр убежден: хотя местная власть делает все возможное для поддержки жизнедеятельности городов под обстрелами, ключевая задача государства — снять ощущение постоянной угрозы. Это возможно только через реальные международные гарантии безопасности, европейскую интеграцию и сильную систему реабилитации.
"Настоящая сила государства — сохранить жизнь там, где враг хотел оставить выжженную пустыню. Прифронтовые громады должны стать символом модернизации, а не страха", — подытожил Игорь Терехов.
