Президент Украины Владимир Зеленский 7 января во время общения с журналистами прокомментировал кадровые изменения в Офисе Президента, перспективы переговоров и гарантии безопасности.
Относительно приоритетов нового главы ОП Кирилла Буданова, Зеленский заявил: "Я обсуждал с Кириллом приоритеты, которые для меня важны, среди них информационной политики нет". Буданов будет заниматься обменами пленными вместе с Умеровым - этот вопрос он курировал еще на должности главы ГУР.
Паузу в обменах пленными с октября президент объяснил позицией Москвы: "Для России это давление на Украину. Украина находит свои дипломатические давления на Россию, чтобы она закончила войну. Россия понимает, что обмены военнопленными для нас вопрос важный, болезненный, и поэтому она именно все это тормозит".
На вопрос о возможной новой должности для бывшего министра иностранных дел Дмитрия Кулебы Зеленский ответил коротко: "Не скажу".
Касательно экономического блока в ОП президент сообщил о двух советницах: Оксана Маркарова будет отвечать за проекты восстановления, Христя Фриланд - за вопросы инвесторов. "Что касается заместителя по экономике - пока такой кандидатуры нет", - добавил он.
Гарантии безопасности: контингент вместо ядерного оружия
Зеленский объяснил, что гарантии безопасности для Украины не предусматривают ядерного оружия: "Речь идет о защите на земле, в небе и на море, в частности международный контингент. Отдельный трек - усиление ПВО. Укрепление украинской армии и дополнительное финансирование личного состава. Лицензии для копродукции вооружений. Ключевая задача - укомплектованные бригады и сильная армия".
В то же время президент признал, что четкого ответа от партнеров пока нет: "Я вижу политическую волю, что партнеры готовы. И партнеры готовы дать нам сильные санкции, сильные гарантии безопасности. Но пока у нас не будет таких гарантий безопасности, юридических, поддержанных парламентами, поддержанных Конгрессом Соединенных Штатов, нельзя ответить на этот вопрос. Даже если они будут, все равно мы должны рассчитывать прежде всего на свои силы".
Переговоры и Россия
Готовность России к прекращению огня Зеленский прокомментировал образно: "РФ крутит носом, но некоторые наши партнеры могут нос открутить, если захотят".
Турцию президент назвал потенциальной площадкой для переговоров: "Прежде всего Турция была площадкой переговоров. Мы достигли там решений по возвращению наших военных пленных, по обменам. Я думаю, что мы будем продолжать этот трек".
Вчерашнюю встречу "Коалиции желающих" Зеленский назвал исторической, а подписанную декларацию - "первым шагом к юридически обязывающим гарантиям безопасности от 34 стран".
Встреча с Трампом и ПВО
Украинцев отправляют "на войну": Европа заговорила о высылке беженцев
Выйти на пенсию в 60 лет не выйдет: ПФУ озвучил новые требования к стажу
Украинцев развернут на границе с Польшей: все из-за документов и денег
Зарплаты вырастут в 2,5 раза уже с 1 января: правительство утвердило новые оклады для 80 тысяч специалистов
Президент сообщил, что ожидает встречу с Дональдом Трампом в ближайшее время: "Думаю, у меня будет встреча в Вашингтоне, а может, где-то еще. Посмотрим, какие планы у президента. И я думаю, там я смогу получить ответ на этот вопрос" - относительно гарантий безопасности на срок более 15 лет.
Насчет ПВО Зеленский заявил: "Новых систем от Соединенных Штатов не приходило. Насчет ракет - понемногу идут, хотим ускорить". Отдельно президент поблагодарил Норвегию, не раскрывая деталей.
Законодательство и выборы
Изменения в избирательном законодательстве могут произойти уже в феврале, если удастся достичь договоренностей в январе. "Все зависит от продолжения переговоров и достижения желаемых результатов - прежде всего, 20 пунктов плана. Потому что если говорить о референдуме, то выносить только 20-пунктный план. Рядом с ними идут гарантии безопасности двусторонние с США, договоренность моя с Трампом должна закончиться подписью", - пояснил Зеленский.
Кадыров и давление на Россию
Президент призвал США применить к Рамзану Кадырову те же методы, что и к Николасу Мадуро: "Весь мир видел результат. Быстро это сделали. Ну пусть они сделают какую-то операцию с Кадыровым, с этим убийцей. Может, тогда Путин увидит это и задумается".
