Страны G7 и Европейский Союз ведут переговоры о замене ценового потолка на российскую нефть полным запретом морских услуг, чтобы сократить нефтяные доходы, которые финансируют войну России против Украины.
Об этом сообщает Reuters со ссылкой на шесть источников, знакомых с ситуацией.
Россия экспортирует более трети своей нефти западными танкерами — преимущественно в Индию и Китай. Запрет прекратит эту торговлю, которая в основном осуществляется через флоты морских стран ЕС, в частности Греции, Кипра и Мальты.
Запрет может войти в следующий пакет санкций ЕС против России, запланированный на начало 2026 года. ЕС хочет принять запрет вместе с более широким соглашением G7 перед включением его в пакет.
Британские и американские чиновники продвигают эту идею на технических встречах G7. Окончательное решение США будет зависеть от тактики давления, которую выберет администрация Дональда Трампа на фоне мирных переговоров между Украиной и Россией.
Администрация Трампа более скептически относится к ценовому потолку и отказалась поддержать Британию, ЕС и Канаду, когда те в сентябре 2025 года согласились снизить лимит на сырую нефть с $60 до $47,6 за баррель.
По данным финского независимого Центра исследований энергетики и чистого воздуха, в октябре Россия экспортировала 44% своей нефти санкционными танкерами "теневого флота", 18% — несанкционными танкерами теневого флота, а 38% российской нефти перевозили танкеры, связанные со странами G7, ЕС и Австралией.
Общий флот, работающий с санкционной нефтью из России, Ирана и Венесуэлы, насчитывает 1423 танкера, из которых 921 находится под санкциями США, Британии или ЕС, по данным Lloyd's List Intelligence.
Вопрос ограничения российского нефтяного экспорта остается ключевым направлением западной санкционной политики. После введения ценового потолка в 2022 году Россия потратила около $10 млрд на создание теневого флота для транспортировки нефти в Азию, преимущественно в Китай и Индию. По данным ГУР МО, этот флот насчитывает сотни в основном устаревших судов без надлежащего страхования, которые составляют около 17% мирового флота нефтяных танкеров.
Санкции уже приводят к серьезным логистическим проблемам: на мировом рынке зафиксировано беспрецедентное накопление сырой нефти в танкерах в море, достигшее почти 1 миллиарда баррелей. Перегруженный танкерный флот фиксирует рекордные расходы — более 100 тысяч долларов в сутки за одно судно, а налоговые поступления от нефти в России упали более чем на 24% в годовом исчислении.
Страны G7 еще в октябре договорились об усилении санкционного давления на российский нефтяной экспорт, обязавшись действовать против государств и компаний, которые помогают Москве обходить существующие ограничения. Полный запрет морских услуг станет логичным продолжением этой политики и может существенно усложнить логистику российского экспорта.
