Пока украинские и российские войска бьются насмерть за каждый метр земли на Донбассе, их лидеры ведут другую, не менее ожесточенную, хоть и бескровную борьбу - битву за сознание Дональда Трампа.

Как пишет Financial Times, президент США заявил в своем поместье Мар-а-Лаго, что Владимир Зеленский и Владимир Путин якобы находятся на "финальной стадии переговоров" относительно соглашения о завершении войны. Трамп заверил, что обе стороны хотят "заключить сделку". На самом же деле прямые переговоры между Киевом и Москвой даже не начинались. Каждая из сторон говорит исключительно с Трампом и его окружением, стараясь не выглядеть препятствием для мира, чтобы не попасть под карательные меры Вашингтона.

Путин не демонстрирует никаких признаков готовности к компромиссам. Его цель остается максималистской: капитуляция Украины и сдача территорий Донбасса. В Киеве и европейских столицах царит полная уверенность, что Кремль стремится лишь к покорению или постоянной дестабилизации Украины. Поскольку военным путем достичь этого не удалось за более чем десять лет, Путин делает ставку на переговоры с лояльным к нему Трампом.

Переговоры по Украине

Главная цель Зеленского - не позволить Трампу встать на сторону Путина. Эта задача напоминает сизифов труд. Уже трижды в этом году Трамп склонялся к позиции Москвы, и только усилиями Украины и европейских союзников его удавалось вернуть к более взвешенной позиции.

После того как Белый дом подтвердил существование "плана из 28 пунктов", разработанного при участии России, Зеленский приложил максимум усилий, чтобы превратить этот документ в формулу, менее выгодную для Москвы. Украинская челночная дипломатия оказалась неожиданно эффективной: переговорщиков из США удалось "просветить" относительно реалий на фронте, сохраняя при этом вид конструктивности и приверженности мирным инициативам Трампа.

Зеленский сделал удачный тактический ход, сделав вид, что готов рассмотреть превращение спорных территорий Донбасса в демилитаризованную "специальную экономическую зону" - но при условии зеркального отвода российских войск. Это было воспринято как значительная уступка Киева. На самом же деле это означало бы, что Москва должна отказаться от контроля над землями, которые она официально "вписала" в свою конституцию, и отступить с территорий, за захват которых положила сотни тысяч жизней. Для Кремля это абсолютно неприемлемо.

В Елисейском дворце отмечают: Россия пока не имеет "четкой перспективы соглашения с американцами", несмотря на усилия украинцев и европейцев. Даже после мастерской дипломатической работы Киев и его партнеры не могут быть уверены, что Трамп на их стороне. Главной задачей остается "сближение взглядов" через Атлантику.

Тем временем Путин ведет собственную когнитивную войну. В субботу он снова преувеличил военные успехи РФ, заявив о якобы захвате Мирнограда и Гуляйполя, что опровергли украинские военные. Однако в Мар-а-Лаго Трамп повторил российский нарратив, отметив, что Украине было бы "лучше" уступить территории в рамках мирного соглашения, чем "потерять их на поле боя". Военный аналитик Мик Райан метко заметил: "Путин - колонизатор в реальном мире и в умах людей. Он успешно и основательно колонизировал сознание Трампа".

Европейцы надеются, что когда формула мира будет окончательно согласована между Киевом и Вашингтоном и передана Москве, Россия разоблачит себя как реальное препятствие для завершения войны. Как отметил Зеленский: "Если Россия не согласится, это будет означать, что давление недостаточно". Но Трампа, похоже, в этом еще нужно убедить.